Охрана труда при эксплуатации съёмных грузозахватных приспособлений и тары

скачать Охрана труда при эксплуатации съёмных грузозахватных приспособлений и тары

И Н С Т Р У К Ц И Я

по охране труда

при эксплуатации съёмных грузозахватных

приспособлений и тары

 

  1. I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1.1. Строповка, обвязка и зацепка твёрдых грузов для подъёма, перемещения и опускания их при выполнении погрузо-разгрузочных и других работ с применением грузоподъёмных машин производятся  при  помощи   съёмных  грузозахватных  приспособлений.   Для  подъёма  и перемещения  жидких  и сыпучих  грузов  используется  специальная  тара  (бадья,  лотки, ящики, ковши и т.п.)

 

1.2. В зависимости от условий производства работ, геометрических размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным  приспособлением и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций. В качестве гибкого  несущего элемента, как правило, используется стальные проволочные канаты, реже – цепи и ленты.

 

1.3. Стальные канаты менее трудоёмки в  изготовлении, имеют высокую удельную несущею способность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органических растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надёжен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.

 

1.4. Преимуществами стальных цепей по сравнению со стальными канатами их высокая гибкость, простота конструкции, технологичность и способность огибать острые грани без применения прокладок. Существенными недостатками стальных цепей является их большая масса, возможность быстрого разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

 

1.5. По числу ветвей стропы разделяются на канатные одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (3СК), четырехветвевые (4СК) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяются для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления  (петли, крюки, рымы, болты, и т.п.), универсальные стропы – для строповки грузов обвязкой. Одноветвевый строп с крюком или другим захватным органом обычно применяют для захвата и перемещения грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами и т.п.

 

1.6. Многоветвевые стропы используют для подъема и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных  петлями или проушинами. При использовании многоветвого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

 

1.7. Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

 

1.8. Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк  крана при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчиваются крючками различных конструкций, взаимодействующих со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка. Штырь выдергивают вручную за прикрепленный к нему канатик (дистанционное управление).

 

1.9. Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых – сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладка краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях , когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных  изделий, заводах металлоконструкций, складах и т.п. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп  за поднимаемые рельсы, швеллеры, балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажимы для листов, а также другие приспособления.

 

1.10. Наиболее распространенными видами стальной технологической тары для подъема и перемещения штучных, таро-штучных, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных, являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.

 

 

 

  1. II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

2.1. Грузозахватные приспособления и тара относится к разряду наиболее ответственных устройств, на которых распространяются требования правил безопасности и нормативных документов Госгортехнадзора России.

 

2.2. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе нагрузкой в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться при эксплуатации осмотру и  испытанию нагрузкой в 1,25 превышающей их номинальную грузоподъемность после ремонта.

 

2.3. Сведения об изготовлении съемных грузозахватных приспособлений должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименование приспособления, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал , на канат или цепь, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузоподъемного приспособления, испытательная нагрузка.

 

2.4. Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания, а на таре номер, собственный вес, грузоподъемность и назначение.

 

 

                                              III. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

 

3.1. Владельцы грузоподъемных машин, тары и съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, надзора и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.

 

3.2. Для зацепки, обвязки (строповки) груза и навешивания его на крюк  грузоподъемной машины, согласно требований правил безопасности, должны назначаться стропальщики.

 

3.3. Для навешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рамы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные по сокращенной программе для подготовки стропальщиков.

 

3.4. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находится в местах производства работ. Не допускается нахождения в местах  производства работ немаркированной и поврежденной тары.

 

3.5. Погрузо-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых приводятся перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов.

 

3.6. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки . Для строповки предназначенного к подъему  груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 градусов.

 

3.7. Соединение крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

 

3.8. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами, следует соблюдать следующие правила строповки:

при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток;

под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах;

не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

 

3.9. Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства: дерево, резиновые трубы, согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

 

3.10. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре;  при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.

 

3.11. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

 

3.12. Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены соответствующей прочности подкладки для того, чтобы стропы могли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза.

 

3.13. При работе грузоподъемной машины не допускается подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, а также освобождение с применением грузоподъемной машины защемленных стропов, канатов, цепей.

 

 

  1. IV. ПОРЯДОК ОСМОТРА И БРАКОВКИ СЪЕМНЫХ

ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАРЫ

 

4.1. Согласно требованиям правил безопасности, стропальщики должны производить осмотр съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары перед использованием для подъема и перемещения грузов с применением грузоподъемных машин.

 

4.2. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами должны производить осмотр грузозахватных приспособлений в следующие сроки:

стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;

траверс, захватов и тары – каждый месяц;

редко используемых съемных грузозахватных приспособлений – перед выдачей их в работу.

 

4.3. При осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, коушей, крюков, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.

 

4.4. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

характер и число обрывов проволок, в том числе наличие  обрывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточении обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

разрыв пряди;

поверхностный и внутренний износ;

поверхностная и внутренняя коррозия;

местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т.п.;

повреждение в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок превышает:

Стропы из канатов двойной свивки Число видимых обрывов проволок на участке

канатного стропа длиной

3d 6d 30d
4 6 10

 

Примечание: d – диаметр каната, мм.

Нормы браковки канатов даны в приложении № 1.

 

4.6. Браковка деталей стропа (колей, петель и крюков) должна производиться:

при наличии трещин;

при износе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;

при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.

 

4.7. Не допускаются к эксплуатации стропы:

имеющие дефекты, указанные п.п. 4.4.-4.6.;

при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;

с деформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на 15%;

имеющие трещины на опрессованных втулках или при изменении их размера более чем на 10% от первоначального;

с признаками смещения каната в заплетке или втулках;

с поврежденными или отсутствующими оплетками иди другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

с крюками, не имеющими предохранительных замков.

 

4.8. Цепной строп подлежит браковке, если будут обнаружены следующие дефекты:

обрыв звена;

изгиб или износ крюка в зеве более 10%  первоначального размера;

удлинение звена цепи более 3% от первоначального размера;

уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10%.

 

4.9. Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других элементов, подлежат браковке при обнаружении  деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.

 

4.10. При осмотре тары необходимо особенно тщательно проверять:

появление трещин в захватных устройствах для строповки;

исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;

отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность маркировки.

Тара бракуется в следующих случаях:

не указано назначение тары;

имеются неисправные строповочные узлы;

помяты или разорваны борта;

имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.