Охрана труда для машиниста установки горизонтального бурения

 скачать Охрана труда для машиниста установки горизонтального бурения

по охране труда

для машиниста установки горизонтального бурения

   

                                                                               ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда и предназначена для машиниста установки горизонтального бурения, согласно профессии и квалификации.

  1. I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Машинист установки горизонтального бурения (УГБ) управляет машиной; производит  работы по бурению переходов на пересечении с подземными коммуникациями, железными и автомобильными дорогами и т.д.,  заправку топливом, смазочными жидкостями; в работе использует приспособления, средства защиты.

1.2. При работе машиниста (УГБ) опасными и вредными факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следующие:

– возможность  обрушения грунта;

– возможность травмирований: движущимися частями машины и ее рабочими органами; острыми кромками, заусенцами, шерохова­тостями на поверхности оборудования, инструмента;

– повышенные уровни шума и вибрации, запыленность и зага­зованность воздуха, неудовлетворительные метеорологические ус­ловия, недостаточное освещение в рабочей зоне;

– повышенные температуры поверхности машины;

– переутомление машиниста.

1.3. К работе машинистом (УГБ)  допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, специ­альное обучение, сдавшие экзамены и получившие удостоверение установленного образца, прошедшие стажи­ровку на рабочем месте в течение 2-14 рабочих смен под руко­водством опытного работника и проинструктированные по охране труда и пожарной безопасности.

Обучение должно проводиться в профессиональных училищах, учебных комбинатах, на курсах, располагающих соответствующей производственной базой для практического обучения.

Допуск к стажировке и самостоятельной работе оформляется приказом по предприятию.

Знание правил безопасности машинистом должна ежегодно про­верять квалификационная комиссия предприятия. Машинист  сдавший экзамены должен получить удостоверение установ­ленного образца. Результаты аттестации должны быть оформлены протоколом. Машинист должен допускаться к работе только после прохождения:

– вводного инструктажа по охране труда;

– инструктажа по охране труда непосредственно на рабочем месте.

Проведение инструктажа должно быть оформлено документально.

1.4. Машинисту полагают­ся по Нормам следующие индивидуальные средства защиты:

– комбинезон х/б, ГОСТ 12.4.1ОО-8О, тип Б;

– сапоги резиновые, ТУ 38.1О634О-78;

– рукавицы комбинированные, ГОСТ 12.4.О1О-75, тип Б;

На наружных работах зимой дополнительно:

– куртка и брюки х/б на утепляющей прокладке,

ГОСТ 12.4.О84-8О, тип Б;

– валенки, ОСТ 17-337-79.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

1.5. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность труда в значительной мере зависит от самого работника. Следует знать и строго соблюдать требования данной инструкции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

 

2.1   До начала производства работ по бурению переходов в местах расположения действующих подземных коммуникаций должны быть разработаны и согласованы с организациями, эксплуатирующие эти организации, мероприятия по безопасному производству работ.

 

2.2   Строительство переходов на пересечении с железными  и автомобильными  дорогами должно осуществляться в соответствии с проектом производства работ (ППР), согласованным с организацией эксплуатирующей данную дорогу и под наблюдением представителя этой организации.

 

2.3   При монтаже установки горизонтального бурения необходимо:

– отрыть рабочий котлован на участке перехода по одну сторону дороги, а по другую – котлован для демонтажа режущей головки и шнека; рабочий котлован для монтажа УГБ должен быть на 8-12 м. больше длины прокладываемого кожуха, а глубина котлована – на 0,7 – 1 м. ниже кожуха;

– откосы рабочего котлована должны соответствовать углу естественного откоса грунта; котлован устраивается без креплений;

– установить роликовые опоры на дне рабочего котлована на расстоянии 10-12 м. одна от другой; эти опоры поддерживают кожух и обеспечивают сохранение заданного направления проходки

– уложить шнек на бровке траншеи в подготовленный кожух при помощи крана-трубоукладчика; на конце шнека укрепить режущую головку; при укладке шнека в кожух запрещается находиться в зоне действия стрелы крана-трубоукладчика, поддерживать и направлять руками;

– опустить в рабочий котлован на роликовые опоры кожух с вмонтированным шнеком при помощи одного или двух кранов-трубоукладчиков; правильность направления кожуха должна быть выверена нивелиром; при опускании кожуха в котлован людям запрещается находиться в зоне действия стрелы крана-трубоукладчика.

 

2.5.   Перед началом работы машинист обязан:

– проверить правильность сборки и крепления буровой установки на трубе-кожухе;

– проверить наличие защитных ограждений движущих частей (муфты сцепления, цепей, привода лебёдки и т.д.), нет ли течи горюче-смазочных материалов, наличие топлива в баке и охлаждающей жидкости в системе охлаждения, исправность электрооборудования;

– убедиться в исправности тягового каната лебёдки и блоков полиспаста;

– осмотреть состояние всех узлов установки; проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений;

 

2.6.   После монтажа и осмотра установки машинист обязан проверить действие всех механизмов на холостом ходу (без включения тяговой лебёдки). Перед запуском двигателя УГБ машинист должен убедиться в отсутствии людей в пределах опасной зоны.

 

2.7.   Машины, механизмы и материалы следует располагать на расстоянии 1 м. от бровки котлована. Вдоль бровки котлована (за пределами призмы обрушения грунта) должна быть очищена и выровнена полоса для продвижения крана-трубоукладчика, сопровождающего УГБ.

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

3.1.   Начинать бурение необходимо на первой скорости, переходить на более высокие скорости подачи шнека можно только после того, как будет проверена исправность УГБ. Машинист должен помнить, что установки в работу осуществляется в следующем порядке: первым пускается шнек, а затем включается тяговая лебёдка. Остановка машины производится  в обратном порядке; сначала выключается тяговая лебёдка, а затем останавливается шнек.

 

3.2.   Подавать кожух следует только на рабочей скорости.

 

3.3.   По мере продвижения кожуха в скважине следует уменьшить скорость подачи, так как увеличивается скорость подачи грунта. С увеличением числа рядов намотки каната на барабан лебёдки уменьшается допустимое тяговое усилие. Это усилие должно контролироваться динамометром, который монтируется в одну ветвь каната. Если усилие подачи, приходящееся на одну ветвь каната, превысило тяговое усилие лебедки, то необходимо перепасовать канат большее число ветвей в полиспасте.

 

3.4.   Во время работы УГБ необходимо следить за количеством грунта, поступающего из кожуха. Чтобы шнек не забивался, необходимо периодически прекращать подачу тяговой  лебёдки для опорожнения кожуха. В песчаных и сыпучих грунтах не останавливать установку для опорожнения кожуха, так как при этом могут появиться пустоты, которые вызовут осадку полотна дороги.

 

3.5.   УГБ работает вместе с краном-трубоукладчиком, который удерживает установку от опрокидывания. С продвижением установки  кран-трубоукладчик также перемещается вдоль траншеи.

 

3.6.   При возникновении в забое препятствия, задерживающего продвижения патрона, следует его устранить, для чего необходимо снять УГБ и вынуть шнек. Работа внутри трубопровода (патрона) диаметром 1020 мм и выше разрешается при 2 страхующих и предварительной проверки загазованности воздуха.

 

3.7.   В зимнее время при длительной остановке машины необходимо весь грунт, находящийся в кожухе удалить во избежание промерзания грунта к шнеку.

 

3.8.   При работах около железной дороги перегонять кран-трубоукладчик на другую сторону (для демонтажа режущей головки) можно только по постоянно действующему железнодорожному переезду, соблюдая правила сигнализации. Запрещается перегонять кран-трубоукладчик через железнодорожные пути в неустановленных для этого местах.

 

3.9.   При необходимости освободить крюк крана-трубоукладчика, сопровождающего УГБ, она должна быть закреплена упорами от бокового смещения.

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

4.1.   При возникновении на строительной площадке опасных условий работы (оползни грунта, обрыв проводов линий электропередачи, появление газов и т.д.) все рабочие должны быть немедленно выведены, а опасные места ограждены.

 

4.2.   При обнаружении подземных коммуникаций, не отмеченных специальными знаками, машинист обязан немедленно прекратить работу УГБ и сообщить об этом мастеру (прорабу).

 

4.3.   В границах охранной зоны линий электропередачи (ближе 30 м от крайнего провода) работы производятся по наряду-допуску с разрешения представителя организации, эксплуатирующей линию электропередачи, и под руководством ответственного лица.

 

4.4.   При внезапной поломке установки (двигателя, шнека или режущего инструмента) немедленно остановить работы и принять меры по устранению неисправности. Если поломку не удаётся устранить силами бригады, немедленно доложи мастеру (прорабу).

 

4.5.   При возникновении загорания двигателя немедленно выключи его и по сигналу или другой связи вызови пожарную охрану.

До прибытия пожарной охраны прими меры по тушению пожара собственными силами и средствами.

 

4.6.   При несчастном случае необходимо в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора и оказать первую помощь.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

 

 

5.1.   По окончании рабочей смены машинист обязан:

– ослабить натяжение каната полиспаста;

– установить рычаги управления в нейтральное положение;

– заглушить двигатель и принять меры, исключающие его пуск посторонними лицами;

– подложить деревянные подкладки под кожух и дать команду машинисту крана-трубоукладчика об опускании УГБ;

– осмотреть всю установку и замеченные неисправности устранить, а о крупных неисправностях сообщить механику (прорабу).

 

 

 

5.2.   Демонтаж УГБ следует выполнять в следует выполнять в следующей последовательности;

– ослабить натяжение тягового каната лебёдки, отсоединить канат и распасовать полиспаст;

– надёжно закрепить УГБ на крюке крана-трубоукладчика;

– снять машину с кожуха краном-трубоукладчиком и установить на бровке траншеи на деревянную раму;

– убрать из рабочего котлована роликовые опоры, упорный брус и неподвижный блок полиспаста;

– переместить кран-трубоукладчик к приёмному  котловану;

– вытянуть шнек на 0,8-1,0 м из кожуха, зацепив канатом за режущую головку, поднять её и упаковать в ящик.

 

5.3.   УГБ при перевозке предварительно прикрепляют болтами к деревянной раме, а затем вместе с рамой (без шнеков) погружают в кузов автомобиля; секции разобранного шнека погружают отдельно.