Охрана труда для машиниста трактора

И Н С Т Р У К Ц И Я

по охране труда

для машиниста трактора

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда и предназначена для тракториста, при выполнении им работы согласно профессии и квалификации.

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Тракторист управляет трактором и его механизма­ми; производит техническое обслуживание и текущий ремонт маши­ны, зарядку аккумуляторов, заправку топливом; определяет неис­правности и устраняет их; участвует в проведении планово-пре­дупредительного ремонта машины; в работе использует инстру­мент, средства защиты, приспособления.

Тракторы используются для выполнения транспортных работ. Установка навесного, полунавесного прицепного оборудования позволяет использовать трактор как специальную технику для до­рожно-строительных работ.

1.2. При работе тракториста опасными и вредными про­изводственными факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следующие:

– возможность дорожно-транспортного происшествия (столкно­вение, наезд, опрокидывание) при нарушении правил дорожного движения, технической неисправности машины, нарушении скорост­ного режима без учета состояния, покрытия и рельефа местности;

– возможность травмирований: рабочими органами специально­го оборудования; острыми кромками, заусенцами, шероховатостями на поверхности инструмента, приспособлений;

– повышенный уровень вибрации и шума;

– возможность ожогов: горячей водой или маслом при сливе из системы охлаждения и смазки; от прикосновения к выпускному трубопроводу при обслуживании двигателя; раствором кислоты при обслуживании аккумуляторной батареи;

– возможность отравления: антифризом при обслуживании сис­темы охлаждения; угарным газом при запуске пускового двигателя в закрытом помещении.

1.3. К работе трактористом допускаются лица не моло­же 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специ­альное обучение безопасности труда и безопасным методам рабо­ты, сдавшие экзамен с выдачей удостоверения на право управле­ния трактором, прошедшие стажировку на рабочем месте в течение 2-14 рабочих смен под руководством опытного работника, проинс­труктированные по охране труда, пожарной безопасности и оформ­ленные приказом по предприятию.

Запрещается допускать к эксплуатации тракторов лиц после длительного перерыва в работе без соответствующего инструкта­жа.

К выполнению механизированных работ на склонах более 9 градусов (16 %) допускаются трактористы 1 и 2 класса с непре­рывным стажем работы по этой специальности не менее трех лет.

Трактористы, имеющие перерыв в работе более одного года, должны пройти стажировку в течение пяти смен под руководством бригадира (помощника бригадира).

Данное транспортное средство должно быть закреплено за трактористом приказом по предприятию.

1.4. Трактористу полагаются по Нормам следующие средства индивидуальной защиты:

При управлении трактором с отапливаемой кабиной:

– комбинезон х/б, ГОСТ 12.4.О38-78;

– рукавицы комбин. двупалые, ГОСТ 12.4.О1О-75, ТО 1-124-86; При управлении тракторами со всеми видами прицепных  механизмов без кабин и с неотапливаемыми кабинами:

– комбинезон х/б;

– рукавицы комб.двупалые;

На наружных работах зимой дополнительно:

– куртка х/б на утепляющей прокладке,

ГОСТ 12.4.О84-8О,тип А (Б);

– брюки х/б на утепляющей прокладке.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, пожарной безопасности, а также Правила внут­реннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Все изменения в инструкцию вносятся на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.7. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности, в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность труда в значительной мере зависит от самого работника. Следует знать и соблюдать требования данной инс­трукции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва в рабо­те (болезни, отпуска) или получении работы, не входящей в круг обязанностей тракториста, необходимо получить от руководителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Правильно надеть полагающуюся по Нормам чистую и исп­равную спецодежду, застегнуть обшлага рукавов, заправить одеж­ду так, чтобы не было свисающих концов, убрать волосы под плотно облегающий головной убор, не держать в карманах одежды металлические предметы с острыми концами.

Тракторист не допускается к работе без предусмотренных в Типовых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, в не­исправной, неотремонтированной, загрязненной специальной одеж­де, а также с другими неисправными средствами индивидуальной защиты.

2.3. Получить задание на выполнение работы от руководителя работ (мастера).

Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.

2.4. Проверить:

– наличие и исправность ручного инструмента, приспособле­ний и специальных устройств;

– внешним осмотром комплектность машины, наличие топлива, масел, эксплуатационных материалов;

– уровень электролита в банках аккумулятора.

Не пользоваться открытым огнем при проверке уровня топли­ва, уровня электролита в банках аккумулятора и заправке топ­ливных баков. Не курить при заправке трактора;

– исправность работы двигателя и исполнительных механизмов на холостом ходу. Особое внимание обратить на исправность тор­мозов, фрикционов, приборов безопасности, освещения, сигнали­зации.

2.5. Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение перед пуском двигателя.

При запуске пускового двигателя шнуром не наматывать шнур на руку.

Пуск пускового двигателя рукояткой, предназначенной для проворачивания коленчатого вала, запрещается.

В случае вынужденного чрезвычайными обстоятельствами пуска рукояткой принять следующие меры безопасности:

– рычаги переключения передач и диапазонов коробки передач установить в нейтральное положение;

– рычаги механизма включения и муфты сцепления пускового двигателя установить в положение “Выключено”;

– установить рычаг управления подачей топлива в крайнее нижнее положение (подача топлива выключена);

– установить рычаг декомпрессора в положение “Открыто”;

– затормозить трактор, установив рычаг управления поворо­том на защелку горного тормоза;

– выключить муфту сцепления трактора, зафиксировав педаль муфты сцепления в нажатом положении стопором:

– занять устойчивое положение, держась левой рукой за по­ручень на крышке капота;

– при проворачивании коленчатого вала рукоятку держать правой рукой так, чтобы все пальцы были с одной стороны руко­ятки;

– после запуска пускового двигателя все последующие мани­пуляции по управлению им и пуску дизеля выполнять из кабины трактора.

Во время пуска не допускается присутствие на тракторе и возле него посторонних лиц.

2.6. Перед троганием с места обязательно предупредить об этом сигналом окружающих и работающих на прицепных и навесных орудиях.

В случае вынужденного работ с навесными орудиями проверить работу механизмов подъема и опускания.

2.7. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе оборудования доложить руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

2.8. Знать:

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара

и уметь пользоваться в случае необходимости.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

3.1. Выполнять только ту работу, которую поручил руководи­тель работ, осторожно, безопасными приемами.

Тракторист обязан пользоваться выданными ему средствами индивидуальной защиты, бережно относиться к выданным средствам защиты и правильно применять их, своевременно ставить в из­вестность руководителя работ о необходимости химчистки, стир­ки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуаль­ной защиты.

3.2. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАКТОРА НА ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТАХ ТРАКТОРИСТ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОС­ТИ:

3.2.1. Перед транспортными переездами укоротить ограничи­тельные цепи механизма навески для исключения раскачивания ма­шины и зафиксировать навесное оборудование в транспортном положении.

3.2.2. Быть внимательным к дорожным знакам, дорожной раз­метке, сигналам светофора и регулировщика.

Скорость движения поддерживать с учетом дорожных условий, состояния покрытия, транспортного средства и груза. Максималь­ная скорость движения тракторного прицепа на дорогах с сухим твердым покрытием – не выше 3О км/ч.

Особую осторожность соблюдать на заснеженных и обледенелых дорогах, на уклонах, косогорах, крутых поворотах. На таких до­рогах не допускать резких торможений, поворотов.

На ровном сухом асфальте при торможении с начальной ско­ростью 2О км/ч тормозной путь трактора не должен превышать 7,5 м, а тракторного проезда 9-12 м.

3.2.3. С горы и крутых склонов спускаться на первой переда­че. Во избежание опрокидывания запрещаются холостые переезды и работа трактора поперек крутых склонов крутизной более 15 гра­дусов.

Через канавы, бугры и препятствия переезжать осторожно, на малой скорости, не допуская резких наклонов трактора.

3.2.4. Не допускать резких поворотов трактора с навешенны­ми орудиями при ослабленных цепях растяжек.

При транспортных переездах снижать скорость перед поворо­том трактора.

3.2.5. При движении с прицепом (особенно на спусках) не включать муфту сцепления или коробку передач. Запрещается ис­пользовать накат.

3.2.6. Подъезжать на тракторе к машинам, орудиям или при­цепам следует на самой минимальной скорости с неполностью вы­жатой педалью сцепления.

3.2.7. При длительной остановке не оставлять навесное обо­рудование в поднятом положении. Запрещается находиться под поднятым орудием.

Не оставлять трактор в незаторможенном положении.

3.2.8. Не садиться на трактор и не сходить с него во время движения.

3.2.9. Перед тем как сойти с трактора, выключить главную муфту сцепления, поставить рычаг переключения передач в нейт­ральное положение и снова включить главную муфту сцепления.

3.2.1О. Перед подъемом и опусканием навесного оборудова­ния, при поворотах трактора убедиться, что нет опасности ко­го-либо задеть или зацепиться за какое-либо препятствие.

3.3. ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РЕМОНТНЫХ РАБОТ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУ­ЖИВАНИИ ТРАКТОРИСТ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕ­ЗОПАСНОСТИ:

3.3.1. Работы, связанные с техническим обслуживанием и устранением неисправностей, выполнять только при неработающем дизеле и опущенном механизме навески. Затянуть стояночный тор­моз, рычаг переключения передач установить в нейтральное поло­жение, выключить включатель “массы”.

3.3.2. Не стоять между тягами при регулировке механизма навески, перестановке упора на штоке цилиндра, навешивании орудий.

3.3.3. При работающем пусковом двигателе не стоять против его маховика.

3.3.4. Регулярно проверять крепление передних и задних ко­лес.

3.3.5. При проверке уровня масла в конечной передаче осте­регаться выброса горячего масла, который может произойти из-за повышения давления в картере при засорении отверстия в сапуне.

3.3.6. При заполнении системы охлаждения антифризом стано­виться так, чтобы пары и брызги относились ветром в сторону.

Запрещается засасывать антифриз ртом.  При переливании его пользоваться шлангом.

После работы с антифризом вымыть руки. Антифриз ядовит и попадание даже небольшого количества в организм может вызвать тяжелое отравление.

3.3.7. Шланги гидросистемы крепить хомутиками, не исполь­зовать для этой цели вязальную проволоку.

3.3.8. Очистку и обмывку деталей и узлов производить скребком, ветошью или щеткой.

3.3.9. Остерегаться вращающихся лопастей вентилятора дизе­ля при проверке показаний счетчика моточасов.

3.3.1О. Проверку натяжения ремня вентилятора производить только при неработающем дизеле.

3.3.11. Если при проведении технического обслуживания или ремонта требуется поднять трактор, пользоваться домкратом гру­зоподъемностью не менее 5 тонн.

Домкрат устанавливать в следующих точках:

– под левый или правый лонжерон рамы трактора на расстоя­нии 15О-2ОО мм от буксирного крюка, или между передним и зад­ним поперечными брусьями;

– под передний или задний поперечные брусья против левого или правого лонжерона рамы.

3.3.12. При съеме дизеля с трактора строповку тросами про­изводить только за рым-кронштейны, имеющиеся на дизеле.

3.3.13. Соблюдать осторожность при снятии заливной пробки с радиатора горячего двигателя; во избежание ожога рук снимать пробку, прикрыв ее плотной тряпкой.

3.3.14. Остерегаться сбегающей ветви гусеничной ленты при ее разъединении.

3.3.15. Осматривать и обслуживать аккумулятор осторожно, избегать попадания электролита на кожу.

При приготовлении электролита наливать в посуду сперва во­ду, а затем доливать кислоту. Обратный порядок не допускается.

При обслуживании аккумуляторов выполнять требования мер безопасности, изложенных в инструкции N__.

3.3.16. При демонтаже и монтаже деталей вблизи горячего выхлопного коллектора опасаться прикосновения к нему во избе­жание ожогов.

3.3.17. Для перекачки топлива пользоваться насосом, не за­сасывать топливо ртом.

3.4. При использовании трактора для работы с прицепным оборудованием применять жесткую сцепку, не позволяющую машинам набегать на трактор.

3.5. При работе трактора с орудиями, приводимыми от вала отбора мощности, кардан привода должен быть огражден защитным кожухом.

3.6. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЖАРОВ НА ТРАКТОРЕ ТРАКТОРИСТ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.6.1. Запрещается работать на тракторе без средств пожа­ротушения.

3.6.2. Заправку трактора производить механизированным спо­собом при отключенном двигателе.  Запрещается заправка топлив­ных баков с помощью ведер; не курить во время заправки.

При заправке следить, чтобы горючее не переливалось через топливный бак.

3.6.3. Не допускать:

– загрязнения коллектора и глушителя пылью, топливом;

– работу трактора в пожароопасных местах при снятом капо­те, использование открытого огня для подогрева масла в поддоне дизеля, при заправке топливного бака;

– скопления на тракторе легко воспламеняющихся продуктов, тряпок, материалов;

3.6.4. Следить, чтобы:

– вблизи работающего дизеля и глушителя не было легковосп­ламеняющихся веществ и материалов;

– в топливных баках не было течи, при обнаружении ее нужно немедленно устранить.

3.6.5. Не подогревать открытым огнем в холодное время года поддон дизеля, топливный бак и топливопроводы.

3.6.6. Проверять периодически исправность контактов и изо­ляции проводов, следить за их исправностью, не применять плав­кие вставки предохранителей неустановленного номинала.

3.6.7. При использовании в холодное время года предпуско­вого подогревателя:

– не производить запуск подогревателя или повторный пуск его после обрыва факела без предварительной продувки котла;

– не оставлять предпусковой подогреватель без присмотра.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.7. Прекратить работу с навесным оборудованием, если в гидросистеме произошла утечка жидкости.

3.8. Немедленно приостановить все работы на тракторе, ос­тановить трактор в следующих случаях:

а) при несчастных случаях с людьми;

б) обнаружении неисправности. В последнем случае необходи­мо устранить неисправность.

Не допускать дымления дизеля и значительного падения час­тоты вращения от перегрузки.

При аварии или чрезмерном увеличении частоты вращения ко­ленчатого вала дизеля немедленно выключить подачу топлива и потянуть на себя кнопку аварийной остановки дизеля.

3.9. При дорожно-транспортном происшествии остановить трактор, включить аварийную сигнализацию, оказать помощь пост­радавшим (если они есть), зафиксировать положение трактора на месте ДТП, записать фамилию свидетелей, сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД, руководителю предприятия.

3.1О. Тракторист, оказавшийся очевидцем возникновения по­жара, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, газопровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружающих.

3.11. При возникновении пожара на тракторе немедленно отк­лючить аккумуляторную батарею. Не гасить горящее топливо во­дой, воспламенившееся горючее засыпать песком, землей или нак­рыть брезентом, войлоком. О пожаре сообщить руководителю ра­бот.

3.12. Оказать медицинскую доврачебную помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании согласно инструкции N2.

3.13. О несчастном случае, по возможности, доложить руко­водителю работ (мастеру) и обратиться в медицинское учрежде­ние.

Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте та­кой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожа­ет жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

4.1. Поставить трактор на место стоянки. Опустить навесное оборудование на землю, осмотреть, очистить машину.

Затормозить трактор стояночно–запасным  тормозом при сбло­кированных педалях тормозов, подложить башмаки.

Во избежание отравления угарным газом не запускать пуско­вой двигатель в закрытом помещении с плохой вентиляцией.

4.2. Слить воду из системы охлаждения дизеля при темпера­туре – 5 градусов С.

4.3. Сообщить руководителю работ о всех выявленных непо­ладках в работе оборудования, приспособлений и принятых мерах по их устранению.

4.4. Снять спецодежду, убрать в отведенное место. Запрещается выносить  средства  индивидуальной  защиты  за

пределы предприятия.

4.5. Вымыть руки с мылом или принять душ, если возможно. После работы с этилированным бензином обмыть  руки обычным

бензином или керосином, а затем вымыть водой с мылом.