Охрана труда для машиниста автопогрузчика

 скачать Охрана труда для машиниста автопогрузчика

И Н С Т Р У К Ц И Я

по охране труда

для машиниста автопогрузчика

   

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28   с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предназначена для водителя автопогрузчика при выполнении им работ согласно профессии и квалификации.

 

  1. I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Водитель управляет автопогрузчиком; производит зап­равку топливом, смазку оборудования; проверяет техническое состояние перед выездом на линию; выявляет и устраняет неисп­равности машины, оборудования, узлов; участвует в планово-про­филактическом ремонте автопогрузчика; в работе использует инс­трумент, приспособления, средства защиты.

Автопогрузчики используются для механизации погрузоч­но-разгрузочных работ при выполнении операций по выгрузке, пе­ремещению, штабелированию и погрузке материалов и грузов.

1.2. При работе водителя автопогрузчика опасными и вредны­ми факторами, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, являются следующие:

– возможность травмирования в результате опрокидывания ма­шины при: неправильном распределении груза, перегрузке машины; резком торможении на скользком и мокром покрытии; неправильно выбранной скорости на наклонных плоскостях и крутых поворотах; острыми кромками, заусенцами и шероховатостями на поверхностях инструмента и оборудования;

– возможность дорожно-транспортных происшествий: при выхо­де на линию при нарушении Правил дорожного движения; недоста­точной видимости, обзорности рабочей зоны из кабины водителя;

– возможность поражения электротоком при работе в зоне ВЛЭП (воздушных линий электропередачи) с нарушением правил электробезопасности;

– возможность отравления угарным газом при работе двигате­ля в закрытом помещении с плохой вентиляцией или при ее отсутствии;

– отсутствие индивидуальных средств защиты или их неприме­нение;

– недостаточное освещение, неудовлетворительные метеороло­гические условия на рабочем месте;

– монотонность труда;

– перенапряжение зрения;

– шум и вибрация в рабочей зоне.

1.3. К работе водителем автопогрузчика допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение безопасности труда  и  безопасным  методам работ по утвержденной программе, проверку знаний по устройству и эксплуатации  автопогрузчиков, получившие в установленном порядке удостоверение на право уп­равления автопогрузчиком, прошедшие стажировку в течение 2-14 рабочих смен под руководством опытного работника, проинструк­тированные по охране труда, пожарной безопасности и оформлен­ные приказом по предприятию на допуск к самостоятельной рабо­те.

При оформлении водителя на работу за ним должен быть зак­реплен автопогрузчик приказом по предприятию.

Запрещается водителю автопогрузчика приступать к ремонту машины без соответствующего письменного разрешения на выполне­ние ремонтных работ от лица, уполномоченного выдавать такие распоряжения (механика, мастера и т.п.).

При работе водитель обязан иметь при себе удостоверение на право управления транспортным средством данной категории и пу­тевой лист.

1.4. Водителю автопогрузчика полагаются по Нормам следую­щие средства индивидуальной защиты:

– каска защитная с подбородным ремешком, ГОСТ 12.4.О87-84. При выполнении работ в условиях дорожного движения – сигнальный жилет, ТУ 17 РСФСР О6-7718-82, тип А (летний, тип Б зимний);

При управлении погрузчиком с отапливаемой кабиной:

– комбинезон х/б, ГОСТ 12.4.О38-78;

– рукавицы комб. двупалые, ГОСТ 12.4.О1О-75, ТО 1-124-86; При управлении погрузчиком без кабин и с неотапл.  кабинами:

– комбинезон х/б, ГОСТ 12.4.О38-78;

– рукавицы комб.двупалые, ГОСТ 12.4.О1О-75;

На наружных работах зимой дополнительно:

– куртка и брюки х/б на утепляющей прокладке,

ГОСТ 12.4.О84-8О, тип А.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, пожарной безопасности, а также Правила внут­реннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Все изменения в инструкцию вносятся на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.7. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность труда в значительной степени зависит от само­го работника. Следует знать и соблюдать требования данной инс­трукции.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болез­ни, отпуска) или получении работы, не входящей в круг обязан­ностей водителя автопогрузчика, необходимо получить от руково­дителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Правильно надеть полагающуюся по Нормам чистую и исп­равную спецодежду.  Застегнуть рукава, чтобы не было свисающих и развевающихся концов одежды.  Волосы убрать под плотно обле­гающий головной убор. Не держать в карманах одежды металличес­кие предметы с острыми концами.

Надеть защитную каску и застегнуть подбородным ремешком, перед началом работ в условиях дорожного движения – оранжевый жилет.

Получить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности средств индивидуальной защиты, а также пройти тренировку по их применению.

Водитель автопогрузчика не допускается к проведению работ без предусмотренных в Типовых отраслевых нормах средств инди­видуальной защиты, в неисправной, не отремонтированной, загряз­ненной специальной одежде, а также с другими неисправными средствами индивидуальной защиты.

2.3. Получить задание на выполнение работ от руководителя работ.

Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.

2.4. Подготовить рабочее место к безопасному ведению работ

– освободить от лишних предметов, освещение должно быть доста­точным и без слепящего действия.

В темное время суток должна действовать световая сигнали­зация.

Удалить посторонних лиц из зоны погрузочно-разгрузочных работ.

Перед началом работ в условиях дорожного движения в ка­честве ограждения использовать щиты, сигнальные направляющие стойки, конусы, сигнальные флажки и другие средства; устано­вить дорожные знаки безопасности: “Объезд препятствия справа” и др.

Перед установкой автопогрузчика на проезжей части дороги выставить предупреждающие знаки на расстоянии 5-1О м против направления движения транспорта. В необходимых случаях следует выставить наблюдающего с красным флажком.

Перед началом работ у фасада производственного здания мес­то стоянки погрузчика оградить.

Перед началом работ в зоне воздушных линий электропередачи потребовать от руководителя работ снятия напряжения с линий электротехническим персоналом предприятия. Запрещается присту­пать к работе и производство работ вблизи линий электропереда­чи, находящихся под напряжением (кроме работ, выполняемых не­посредственно электротехническим персоналом предприятия). Приступать к работе и работать в зоне высоковольтных линий электропередачи или в охранной зоне ВЛЭП можно только по наря­ду-допуску, выданного лицом, оформленным приказом по предприя­тию.

2.5. Проверить исправность инструмента, приспособлений, ограждений и специальных устройств.

Режущая часть ручного инструмента должна быть зачехлена.

2.6. Проверить внешним осмотром техническое состояние ав­топогрузчика при неработающем двигателе и заторможенных коле­сах, обратив особое внимание на:

– комплектность автопогрузчика, сварные швы верхних кронш­тейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов. Убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправность крепле­ния их к раме и каретке грузоподъемника;

– состояние и исправность грузозахватного приспособления подъемного механизма для перемещения груза;

– состояние шин и давление в них;

– состояние двигателя, не подтекает ли горючее из бака, насосов и кранов, проверить уровень горючего в баке. При про­верке уровня горючего в баке запрещается пользоваться открытым огнем, курить;

– состояние ножного и ручного тормоза;

– величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления. При необходимости подтянуть соединения рулевых ры­чагов и тяг, шарнирных пальцев усилителя;

– действие и исправность звукового сигнала, переключателя света фар, заднего фонаря, стоп-сигнала;

– состояние окраски автопогрузчика. Автопогрузчик должен быть окрашен в цвет, контрастный с цветом окружающих предме­тов;

– исправность работы механизмов подъема и наклона;

– наличие и исправность предусмотренных конструкцией авто­погрузчика защитных кожухов или ограждений, а также других де­талей и сборочных единиц, влияющих на безопасность его работы (ограждения карданных валов, кожуха заднего ВОМ и т.д.).

2.7. Проверить в движении действие всех механизмов авто­погрузчика.

Запрещается приступать к работе и работать на неисправном автопогрузчике.

2.8. Меры безопасности перед началом погрузочно-разгрузоч­ных работ:

– проверить состояние площадки. Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться на спланированных площадках, имею­щих уклон не более 5 градусов, а в зимнее время на площадках, очищенных ото льда, снега и посыпанных песком. Запрещается приступать к работам и производить их на захламленных участ­ках;

– погрузочно-разгрузочные работы должны производиться под руководством руководителя погрузочно-разгрузочных работ, спе­циально выделенного для этих целей опытного работника из числа инженерно-технического персонала, оформленного приказом по предприятию;

– до начала погрузочно-разгрузочных работ руководитель погрузочно-разгрузочных работ обязан:

а) проверить наличие и исправность грузозахватных и вспо­могательных приспособлений, защитных средств;

б) проверить состояние груза; неустойчиво сложенный груз укрепить.

2.9. Руководитель не имеет права принуждать, а водитель выезжать на машине, если ее состояние не отвечает требованиям Правил технической эксплуатации, Правилам дорожного движения и Правилам по охране труда на автомобильном транспорте.

Перед выездом на линию водителю автопогрузчика должны быть выданы путевые документы в установленном на предприятии поряд­ке.

2.1О. При сменной передаче техническое состояние автопог­рузчика должно быть проверено механиком или другим лицом, от­ветственным за выпуск транспортного средства на линию, сов­местно с водителем, исправность которого должна бать подтверж­дена соответствующей записью в журнале и путевом листе с ука­занием времени передачи.

2.11. Не допускается к управлению автопогрузчиком води­тель, находящийся в состоянии опьянения (алкогольного, нарко­тического или иного), под воздействием лекарственных препара­тов, ухудшающих внимание и реакцию, в болезненном или утомлен­ном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории.

2.12. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе оборудования доложить руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

2.13. Знать:

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара и уметь пользоваться в случае необходимости.

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

3.1. Работать следует только на автопогрузчике, который закреплен за водителем приказом по предприятию, выполнять только ту работу, которую поручил руководитель работ, безопас­ными приемами, осторожно, внимательно и под руководством руко­водителя погрузочно-разгрузочных работ.

Водитель автопогрузчика обязан пользоваться выданными средствами индивидуальной защиты и правильно их применять, бе­режно относиться к выданным средствам защиты, своевременно ставить в известность руководителя работ о необходимости хим­чистки, стирки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуальной защиты.

3.2. Содержать свое рабочее место в порядке в течение все­го рабочего времени, не захламлять его мусором, посторонними предметами.

3.3. Курение разрешается только во время перерывов в спе­циально отведенном месте. Не курить на рабочем месте.

3.4. ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ТЕРРИТОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОДИТЕЛЬ АВТО­ПОГРУЗЧИКА ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОС­ТИ:

3.4.1. Перед пуском двигателя убедиться в том, что машина заторможена стояночным тормозом, рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и пуск двигателя не создаст опасности для работников, находящихся у автопогрузчика.

Пуск двигателя автопогрузчика производить поворотом ключа зажигания.

3.4.2. Перед началом движения убедиться в безопасности движения и отсутствии окружающих лиц, подать предупредительный сигнал и лишь после этого трогаться с места.

3.4.3. Скорость  движения:

– по территории предприятия не должна превышать 1О км/ч и 5 км/ч в производственных помещениях;

– автопогрузчика на поворотах, при въезде и выезде из во­рот, при выезде из-за угла здания, при переезде через железно­дорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч.

Необходимо проявлять особую осторожность при движении с места задним ходом. В условиях недостаточного обзора или види­мости воспользоваться помощью другого лица.

3.4.4. Не допускается стоянка в помещении автопогрузчика с работающим двигателем внутреннего сгорания. При прекращении движения двигатель должен быть заглушен и запущен вновь непос­редственно перед началом движения.

3.4.5. При ограниченном обзоре или в стесненных условиях движение автопогрузчика осуществлять по команде работника, на­ходящегося вне транспортного средства и визуально наблюдающего за обстановкой в зоне движения автопогрузчика.

3.4.6. Перевозка людей на автопогрузчике, не оборудованном соответствующим образом, не допускается. Проезд разрешается только сопровождающему груз работнику при условии, что для не­го оборудовано место для сидения, расположенное ниже уровня борта не менее чем на 3ОО мм.

3.5. ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ И ПЕ­РЕМЕЩЕНИИ МАШИНЫ ВОДИТЕЛЬ АВТОПОГРУЗЧИКА ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛ­НЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.5.1. Работать следует только на территории с твердым и гладким асфальтом, бетонной или брусчатой. Площадка и проезды должны быть нормально освещены, освобождены от посторонних предметов, а в зимнее время, кроме того, очищены от снега и льда.

3.5.2. При захвате груза на вилы автопогрузчика необходимо обеспечить его устойчивое положение для перемещения. Обрабаты­вая груз, центр тяжести которого водителю не представляется возможным определить, погрузчик должен маневрировать с пре­дельной осторожностью, для чего необходимо:

– установить ширину вил соответственно ширине груза;

– подвести вилы под груз настолько глубоко, насколько воз­можно;

– поднять вилы на высоту, достаточную для перемещения гру­за;

– наклонить вилы назад настолько, чтобы стабилизировать груз на вилах.

3.5.3. Подъем и опускание груза разрешается только на не­подвижном автопогрузчике, установленном на ручной тормоз.

Внимательно осмотреть место, откуда необходимо поднимать или куда необходимо опускать груз.

3.5.4. Подъем и опускание груза производить осторожно, без рывков, постепенно увеличивая число оборотов двигателя и плав­но перемещая рычаг управления цилиндров подъема.

 

3.5.5. Нельзя допускать крутых поворотов автопогрузчика с грузом. Это может привести к опрокидыванию.

3.5.6. Подъем груза производить только при вертикальном или наклонном назад положении рамы грузоподъемника.

3.5.7. Следует соблюдать осторожность при наклоне рам гру­зоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемеще­ния рычага управления цилиндра наклона.

3.5.8. Груз располагать на захватной вилке таким образом, чтобы возникающий опрокидывающий момент был минимальным, при этом груз должен прижиматься к вертикальной части захватной вилки.

3.5.9. Запрещается при работе автопогрузчика:

– отрывать примерзший или зажатый груз;

– укладывать и разбирать штабеля грузов, производить пог­рузочные работы в зоне, где происходят работы по перевозке и переноске грузов;

– оставлять автопогрузчик с работающим двигателем без над­зора, а также покидать кабину при поднятом грузе;

– допускать к управлению и ремонту посторонних лиц, не имеющих удостоверение;

– поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также груз, поддерживаемый руками;

– перевозить на автопогрузчике людей;

– допускать пребывание людей под грузом;

– резко тормозить, изменять наклон грузоподъемного уст­ройства, опускать или поднимать груз;

– оставлять автопогрузчик вблизи легковоспламеняющихся ма­териалов во избежание загорания от выхлопной трубы.

3.5.1О. Нельзя поднимать груз при отсутствии под ним прос­вета для свободного прохода вилки.

3.5.11. Не разрешается:

– нагружать автопогрузчик свыше положенной грузоподъемнос­ти. Подъем груза, масса которого близка к предельной, разре­шенной, грузоподъемности производить постепенно: сначала сле­дует поднять груз на 2О-25 см, остановить и проверить правиль­ность механизма тормоза. При обнаружении неисправности немед­ленно опустить груз и не приступать к подъему до устранения дефекта;

– поправлять вручную сползающий с вил груз;

– выход груза за пределы вилки более 1/3 длины лап;

– подавать автопогрузчик на погрузочно-разгрузочную эста­каду, не оборудованную ограждениями или колесоотбойным брусом.

3.5.12. При транспортировке груза рама автопогрузчика должна находиться в до конца наклоненном положении, а вилы подняты на О,5 м выше уровня дороги.

При уклоне проезжей части дороги более 3 градусов транс­портировка автопогрузчика запрещается во избежание опрокидыва­ния.

3.5.13. Недопустимо во время движения автопогрузчика с грузом резкое торможение.

Необходимо следить за положением перевозимого груза и в случае угрозы его выпадения с захватной вилки следует остано­вить автопогрузчик и принять соответствующие меры.

3.5.14. Все работы по перемещению производить под руко­водством ответственного лица из числа инженерно-технических работников предприятия, в распоряжении которого находится дан­ный автопогрузчик.

3.5.15. Перевозка людей на погрузчике запрещается, кроме случая, когда в конструкции и в технической документации заво­да-изготовителя предусмотрено и оборудовано дополнительное по­садочное место.

3.5.16. Перемещение погрузчиком крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, необходимо производить в сопровождении сигнальщика.

3.5.17. Меры безопасности при штабелировании грузов:

– погрузчик к штабелю следует приближать медленно на необ­ходимое расстояние;

– грузоподъемник с грузом должен приводиться примерно в вертикальное положение и груз подниматься вверх несколько выше штабеля, затем погрузчик или выдвижные вилы погрузчика подают­ся вперед и груз укладывается на место, опуская вилы. После того, как водитель убедится в том, что груз хорошо уложен на свое место в штабеле, вилы должны быть отведены и опущены в транспортное положение, и погрузчик должен отъехать от штабе­ля.

3.5.18. При снятии груза со штабеля погрузчик необходимо остановить в О,3 м от штабеля, подвести вилы погрузчика под нужный груз, следя за тем, чтобы центр тяжести груза распола­гался посередине грузозахватного приспособления, приподнять груз, подать вилы или погрузчик назад, привести груз в транс­портное положение и убедившись, что путь для движения свобо­ден, произвести перемещение груза.

3.6. В зимнее время года при устранении неисправностей, при заправке топливом водитель должен работать в рукавицах. Для подогрева двигателя и других агрегатов не допускается пользование открытым огнем.

3.7. При движении погрузчика его грузоподъемное устройство должно быть отклонено назад, а захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от уровня дорожного полотна не менее величины дорожного просвета погрузчика и не более О,5 м погрузчиков на колесах с пневматическими шинами и О,25 м погрузчиков на колесах с грузовыми шинами.

3.8. При движении автопогрузчика на линии выполнять меры безопасности, изложенные в инструкции       N 20.

3.9. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ:

3.9.1. Заметив неисправность в электропроводке, электроо­борудовании или электросветильника необходимо принять меры, исключающие поражение людей электротоком (оградить опасное место, выставить наблюдающего и т.п.), и вызвать электромонте­ра.

Запрещается:

– применять неисправные электроинструмент, электросветиль­ники;

– устранять самостоятельно неполадки электрооборудования (освещения и т.п.).

3.9.2. Применять только исправные электроприборы и инстру­мент.

3.9.3. Запрещается:

– брать в руки оборванные, висящие или лежащие на полу (земле) электропровода и наступать на них – они могут нахо­диться под напряжением;

– подходить к электрощитам, открывать двери электрощитов и электрошкафов;

– прикасаться к токоведущим частям электроприборов, элект­рооборудования, клеймам, неизолированным или поврежденным электропроводкам, к арматуре освещения;

– допускать эксплуатацию оголенных проводов и касания ими труб отопления, водопроводов, конструктивных элементов здания;

– включать пусковую аппаратуру (рубильник, магнитный пус­катель, контактор) и снимать с неё предупредительные плакаты по охране труда;

– использовать для обогрева самодельные электронагрева­тельные приборы;

– пользоваться разбитыми выключателями и розетками.

3.1О. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЖАРА ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН ЗНАТЬ И ВЫПОЛ­НЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ОБЩИЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.1О.1. Находясь на территориях предприятия, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, поддерживать противо­пожарный режим.

3.1О.2. Запрещается:

– вешать одежду и другие предметы на выключатели, розетки или рубильники;

– заклеивать и закрывать провода и арматуру обоями, бума­гой и плакатами;

– завешивать провода легкосгораемыми материалами;

– производить уборку помещений с помощью бензина, керосина и других горючих жидкостей;

– допускать скопление мусора, тряпок, посторонних предме­тов;

– курить на рабочем месте.

Курение допускается только в специально отведенных комна­тах или местах, обозначенных соответствующими надписями и обеспеченных урнами с водой.

3.1О.3. Во избежание возникновения пожара при эксплуатации электроприборов запрещается:

– применять электроприборы в условиях, не соответствующих инструкциям предприятий-изготовителей или имеющие неисправнос­ти, могущие привести к пожарам, эксплуатировать провода и ка­бели с неисправной изоляцией;

– пользоваться различными электронагревательными приборами (электроплитами, электрочайниками, электропечками, электрореф­лекторами и др.) в местах, не согласованных с пожарной охра­ной;

– пользоваться электронагревательными приборами без подс­тавок из негорючих материалов, оставлять их включенными в электросеть без надзора;

– эксплуатировать электролампы со снятыми колпаками (рас­сеивателями);

– оставлять без присмотра включенное электрооборудование, электроприборы и токоприемники, а при уходе из комнаты – свет;

– обёртывать включенные электролампы бумагой, материей и другими легкогорючими материалами.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.11. Немедленно опустить груз вниз в случае потери авто­погрузчиком устойчивости (когда задние колеса начнут отрывать­ся от грунта).

3.12. Работу следует прекратить при появлении ненормальных шумов, треска, скрежета в гидросистеме или других узлах. Пос­тавить в известность руководителя работ (мастера) и приступить к устранению обнаруженных неполадок.

3.13. При возникновении на участке аварий приостановить работу, выйти из опасной зоны, сообщить руководителю работ и в дальнейшем действовать по его указанию.

3.14. При пожаре или загорании немедленно сообщить в по­жарную охрану, обесточить оборудование в зоне пожара или заго­рания. Приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

В случае воспламенения топлива нельзя тушить огонь водой, применять следует пенный огнетушитель, засыпать огонь землей, песком, прикрыть брезентом или кошмой.

О пожаре сообщить руководителю работ, а в его отсутствие руководству предприятия.

3.15. Водитель, оказавшийся очевидцем возникновения пожа­ра, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, га­зопровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружающих.

3.16. Оказать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании согласно инструкции N 2.

3.17. О несчастном случае, по возможности, доложить руко­водителю работ и обратиться в медицинское учреждение.

Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте та­кой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожа­ет жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

4.1. Поставить машину в отведенное на стоянке место и при­нять меры, исключающие возможность его запуска посторонними лицами. Выключить двигатель, осмотреть его. Проверить, не под­текает ли масло из гидросистемы. При необходимости подтянуть сальники цилиндров подъема и наклона.

Ключ зажигания сдать в установленном на предприятии поряд­ке.

4.2. Убрать все горючие и воспламеняющиеся вещества и об­тирочный материал в безопасное место (в металлическую тару с плотной крышкой).

4.3. Запрещается при  стоянке  в  закрытом боксе включать

двигатель.

В выхлопных газах работающего двигателя содержится окись углерода (угарный газ), повышенное содержание которого приво­дит к отравлению возможно с смертельным исходом.

Окись углерода (СО) не имеет запаха и цвета, поэтому ее присутствие в воздухе можно не ощутить. Быстрое отравление происходит вследствие способности СО проникать в кровь и раз­рушать ее.

4.4. Сообщить руководителю работ о замеченных неполадках в работе и о принятых мерах по их устранению.

4.5. Снять спецодежду и повесить в шкаф.

Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.

4.6. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ, если возможно. Запрещается мыть руки в масле и бензине и вытирать их ветошью.