ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ для инженерно-технических работников, осуществляющих надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных машин

 скачать ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ для инженерно-технических работников, осуществляющих надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных машин 

 

ДОЛЖНОСТНАЯ  ИНСТРУКЦИЯ

для инженерно-технических работников, осуществляющих надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией

грузоподъёмных машин

                                                                                          ВВЕДЕНИЕ

Настоящая должностная инструкция разработана на основании типовой инструкции  РД 10-40-93 и изменений № 1 РДИ 10-388(40)-00 утверждённых постановлением Госгортехнадзора России от 06.10.00 № 59, Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.07.97 N 116-ФЗ,, Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утверждённых постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98,, Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) ПБ 10-611-03, утверждённых постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.03 № 87, Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков ПБ 10-157-97 и изменений № 1       ПБИ 10-371(157) утверждённых постановлением Госгортехнадзора России от 21.07.00. № 43 предназначена для ИТР по надзору при выполнении им работы согласно профессии и квалификации.

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1.  В соответствии с правилами безопасности руководители организаций  и индивидуальные предприниматели – владельцы грузоподъёмных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары, а также руководители организаций  и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузоподъёмные машины, должны назначить инженерно-технического работника (службу) по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары.

1.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин назначается приказом после проверки знаний им правил безопасности и должностной инструкции  комиссией с участием представителя органа Госгортехнадзора.

1.3. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъем­ных машин должна проводиться не реже одного раза в 3 года ко­миссией с участием инспектора Госгортехнадзора.

1.4. Инженерно-технический работник по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин должен быть подчинен главному инженеру (техническому руководителю) предприятия или его заместителю по технике безопасности. В случае отсутствия у владельца таких должностных лиц подчиненность инженерно-техни­ческого работника по надзору определяется владельцем по согла­сованию с органами Госгортехнадзора.

1.5. Инженерно-технический работник по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин должен работать по пла­ну, утвержденному должностным лицом, которому он подчинен. План работы должен включать мероприятия с учетом должностных обязанностей инженерно-технического работника по надзору. О выполнении плана работы инженерно-технический работник по над­зору должен ежемесячно представлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.

1.6. Инженерно-технический работник по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляет также над­зор за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспо­соблений, тары и крановых путей.

1.7. Во время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин исполнение его обязанностей должно возлагаться приказом на другого работ­ника, имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего про­верку знаний Правил.

1.8. Инженерно-технический работник по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин должен знать:

1) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъ­емных кранов;

2) Правила технической эксплуатации электроустановок пот­ребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (требования для грузоподъемных машин с электроприводом);

3) должностную инструкцию;

4) руководства по эксплуатации грузоподъемных машин;

5) инструкции для инженерно-технических работников, от­ветственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, за безопасное производство работ кранами, для кра­новщиков, стропальщиков, слесарей, электромонтеров;

6) инструкции по надзору за изготовлением, ремонтом и мон­тажом подъемных сооружений;

7) методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, разработанные го­ловными организациями по краностроению и ИКЦ “Кран”;

8) информационные письма и другие указания органов Госгор­технадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных машин.

  1. II. ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан:

1) осуществлять надзор за техническим состоянием и безо­пасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозах­ватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности;

2) проводить освидетельствование грузоподъемных машин и выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях, предусмот­ренных правилами безопасности, а также вести учет и проводить освидетельствование не регистрируемых в органах Госгортехнад­зора грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособ­лений в тех случаях, когда эти обязанности не возложены на других лиц;

3) контролировать выполнение выданных органами Госгортех­надзора и своих предписаний, а также других указаний органов Госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений;

4) контролировать соблюдение графиков ремонта, технических обслуживаний и периодических осмотров грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

5) участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также по проверке знаний инженерно-технических работников, ответс­твенных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоя­нии, и лиц ответственных за безопасное производство работ кра­нами;

6) проверять соблюдение установленного правилами безопас­ности порядка допуска персонала к обслуживанию грузоподъемных машин, а также знания персонала на рабочем месте;

7) контролировать наличие и выполнение инструкций обслужи­вающим персоналом, инженерно-техническими работниками, ответс­твенными за содержание грузоподъемных машин в исправном состо­янии, и лицами, ответственными за безопасное производство ра­бот кранами;

8) проверять выполнение требований правил безопасности, проектов производства работ и технологических карт при произ­водстве работ грузоподъемными машинами, обращая особое внима­ние на:

– правильность установки грузоподъемных кранов при их ра­боте;

– соблюдение нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линии электропередачи и на крановых путях мостовых кранов;

– правильность применяемых способов строповки грузов и вы­бора съемных грузозахват-ных приспособлений и тары;

– соблюдение габаритов складирования грузов;

– применение работающими правильных приемов работы и соб­людение ими мер личной безопасности;

9) контролировать проведение в установленные сроки обсле­дований грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, специализированными организациями;

1О) проверять на участке работ наличие технической доку­ментации по эксплуатации грузоподъемных машин и ее соответс­твие правилам безопасности;

11) контролировать соблюдение установленного правилами бе­зопасности порядка ввода грузоподъемных машин в эксплуатацию;

12) проводить не реже одного раза в 3 мес. собрания (сове­щания) с обслуживающим персоналом и инженерно-техническими ра­ботниками, связанными с эксплуатацией грузоподъемных машин, по вопросам аварийности и травматизма с анализом нарушений, имев­ших место при эксплуатации грузоподъемных машин на предприя­тии;

13) присутствовать при обследованиях грузоподъемных машин, проводимых представителями органов Госгортехнадзора или специ­алистами инженерного центра, имеющего соответствующее разреше­ние (лицензию) на проведение таких работ.

2.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что:

1) обслуживание грузоподъемной машины ведется не аттесто­ванным крановщиком, стропальщиком;

2) не назначены инженерно-технические работники, ответс­твенные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоя­нии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами;

3) истек срок технического освидетельствования грузоподъ­емной машины или специального обследования машины, отработав­шей нормативный срок службы;

4) не выполнены выданные им или органами Госгортехнадзора предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъ­емных машин;

5) на грузоподъемной машине выявлены технические неисправ­ности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неисправность при­боров и систем безопасности, системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, механизмов и тормозов, кранового пути, заземления или электрооборудования (см. Приложения N.N. 1-4 к настоящей инструкции);

6) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неисправны;

7) работы ведутся без проектов производства работ, техно­логических карт, нарядов-допусков;

8) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ, изложенные в проектах производства работ, технологических кар­тах, нарядах-допусках;

9) отсутствуют либо утеряны паспорт грузоподъемной машины или сведения о ее регистрации в органах Госгортехнадзора;

1О) работы с применением грузоподъемных машин ведутся с опасными нарушениями правил безопасности и инструкций, что мо­жет привести к аварии или травмированию людей.

III. ПРАВА

3.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин имеет право:

1) посещать в любое время в соответствии с установленным на предприятии порядком участки, где работают грузоподъемные машины, проверять их техническое состояние, условия эксплуата­ции, а также соблюдение инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом правил безопасности и инструкций;

2) останавливать (с наложением пломбы) работу грузоподъем­ные машин в случаях, указанных в п. 2.2. настоящей инструкции;

3) требовать от технических служб предприятия, инженерно-­технических работников, ответственных за содержание грузоподъ­емных машин в исправном состоянии, и лиц, ответственных за бе­зопасное производство работ кранами, предъявления для проверки документов по вопросам, связанными с эксплуатацией грузоподъ­емных машин;

4) давать обязательные для администрации цехов, участков предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нару­шений;

5) ставить вопрос перед администрацией предприятия об отс­транения от обслуживания грузоподъемных машин необученных и не аттестованных рабочих, а также лиц, нарушающих правила безо­пасности и инструкций;

6) ставить вопрос о наказании работников за нарушение пра­вил безопасности и инструкций.

  1. IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин несет ответственность в со­ответствии с действующим законодательством за:

1) нарушение им правил безопасности и невыполнение долж­ностной инструкции;

2) непринятие им мер по предупреждению работы грузоподъем­ных машин с опасными нарушениями правил безопасности и инс­трукций, которые могут привести к аварии или травмированию лю­дей.

 

 

Приложение N_1

 

НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

 

  1. Браковка канатов  грузоподъемных машин,  находящихся в

эксплуатации, должна  проводиться   согласно   инструкции   по

эксплуатации грузоподъемной машины, составленной с учетом тре-

бований ИСО 43О9.

При отсутствии  в инструкции по эксплуатации соответствую-

щего раздела браковку канатов грузоподъемной  машины  проводят

согласно настоящему приложению.

Для оценки безопасности использования  канатов  используют

следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволоки, в том числе наличие

обрывов проволоки у концевых заделок,  наличие мест сосредото-

чения обрывов проволок,  интенсивность возрастания числа обры-

вов проволок;

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сер-

дечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок  каната

(потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости,  корзинообразности,  вы-

давливания проволок и прядей,  раздавливания прядей,  заломов,

перегибов и т.п.;

з) повреждения в результате температурного воздействия или

электрического дугового разряда.

 

  1. Браковку канатов, работающих со стальными и  чугунными

блоками следует  проводить  по  числу обрывов проволок в соот-

ветствии с таблицей N_1:

 

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной

свивки, работающие со стальными и чугунными блоками,  отбрако-

вываются

ТАБЛИЦА N_1

─────────┬─────────┬────┬───────┬─────────────────────────────────────────

│         │    │       │  Группа классификации (режима) механизма

Число  │Конструк-│    │       ├───────────────────┬─────────────────────

несущих │ции кана-│Тип │ ГОСТ  │ М1, М2, М3 и М4   │ М5, М6, М7 и М8

проволок│тов по   │свив│  на   ├─────────┬─────────┼─────────┬───────────

в наруж-│ИСО  и   │ки  │ канат │Крестовая│Одностор.│Крестовая│Односторон-

ных   │государс-│    │       │ свивка  │ свивка  │ свивка  │няя свивка

прядях  │венным   │    │       ├─────────┴─────────┴─────────┴───────────

│стандар- │    │       │          на участке длиной

│там      │    │       ├────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬──────

│         │    │       │ 6d │3Оd │6d  │3Оd │6d  │3Оd │6d  │3Оd

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

│ 6х7(6/1)│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│6х7(1+6)+│ЛК-О│3О66-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│ 1х7(1+6)│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

n,5О    ├─────────┼────┼───────┤ 2  │ 4  │ 1  │ 2  │ 4  │ 8  │  2 │ 4

│6х7(1+6)+│ЛК-О│3О69-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│ 1О.с    │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│8х6(О+6)+│ЛК-О│3О97-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│ 9О.c.   │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

│ 6х19    │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│ (9/9/1)*│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│6х19(1+9+│ЛК-О│3О77-8О│    │    │    │    │    │    │    │

51,n,75  │ 9)+1О.с.│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤ 3  │ 6  │ 2  │ 3  │ 6  │ 12 │ 3  │6

│6х19(1+9+│ЛК-О│3О81-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│9)+7х7(1+│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│  6)*    │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

76,n,1ОО │18х7(1+6)│ЛК-О│7681-8О│ 4  │ 8  │ 2  │ 4  │ 8  │ 16 │ 4  │8

│  +1О.с. │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

│ 8х19    │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│ (9/9/1)*│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│ 6х19    │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│(12/6/1) │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│6х19(12/6│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│ +6F/1)  │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│6х25FS   │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│(12/12/1)│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│6х19(1+6+│ЛК-Р│14954- │    │    │    │    │    │    │    │

1О1,n,12О│6/6)+    │    │  8О   │    │    │    │    │    │    │    │

│7х7(1+6) │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤ 5  │ 1О │ 2  │ 5  │ 1О │ 19 │ 5  │1О

│6х19(1+6+│ЛК-Р│2688-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│6/6)+1О.с│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│6х25(1+6,│ЛК-З│7665-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│6+12)+   │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│  1О.с.  │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│6х25(1+6;│ЛК-З│7667-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│ 6+12)+  │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│7х7(1+6) │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

121,n,14О│8х16(О+5+│ ТК │3О97-8О│ 6  │ 11 │ 3  │ 6  │ 11 │ 22 │ 6  │11

│11)+9О.с.│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

│8х19(12/6│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

141,n,16О│+6F/1)   │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤ 6  │ 13 │ 3  │ 6  │ 13 │ 26 │ 6  │13

│6х19(1+6+│ЛК-Р│767О-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│6/6)+1О.с│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

│6х36(14/7│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│+7/7/1)* │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│6х3О(О+15│ЛК-О│3О83-8О│    │    │    │    │    │    │    │

161,n,18О│+15)+7О.с│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤ 7  │ 14 │ 4  │ 7  │ 14 │ 29 │ 7  │14

│6х36(1+7+│ЛК- │7668-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│7/7+14)+ │ РО │       │    │    │    │    │    │    │    │

│  1О.с.* │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│6х36(1+7+│ЛК- │7669-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│7/7+14)+ │ РО │       │    │    │    │    │    │    │    │

│7х7(1+6)*│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

│6х31(1+6 │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│6/6+12)+ │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│  1О.с.  │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│6х31(1+6+│    │       │    │    │    │    │    │    │    │

181,n,2ОО│6/6+12)+ │    │       │ 8  │ 16 │ 4  │ 8  │ 16 │ 32 │ 8  │16

│7х7(1+6) │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤    │    │    │    │    │    │    │

│6х37(1+6+│ТЛК-│3О79-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│15+15)+  │  О │       │    │    │    │    │    │    │    │

│  1О.с.  │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

2О1,n,22О│6х41(16/8│    │       │ 9  │ 18 │ 4  │ 9  │ 18 │ 38 │ 9  │18

│+8/8/1)* │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

│6х37(18/ │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

221,n,24О│12/6/1)  │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

├─────────┼────┼───────┤ 1О │ 19 │ 5  │ 1О │ 19 │ 38 │ 1О │19

│18х19(1+6│ЛК-Р│3О88-8О│    │    │    │    │    │    │    │

│  +6/6)+ │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

│  1О.с.  │    │       │    │    │    │    │    │    │    │

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

241,n,26О│         │    │       │ 1О │ 21 │ 5  │ 1О │ 21 │ 42 │ 1О │21

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

261,n,28О│         │    │       │ 11 │ 22 │ 6  │ 11 │ 22 │ 45 │ 11 │22

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

281,n,3ОО│         │    │       │ 12 │ 24 │ 6  │ 12 │ 24 │ 48 │ 12 │24

─────────┼─────────┼────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────

3ОО,n    │         │    │       │О,О4│О,О8│О,О2│О,О4│О,О8│О,16│О,О4│О,О8

│         │    │       │ n  │ n  │ n  │ n  │ n  │ n  │ n  │n

─────────┴─────────┴────┴───────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴──────

 

Примечание:

а) n – число несущих проволок в наружных прядях каната;  d

– диаметр каната, мм.

б) Проволоки заполнения не считаются несущими,  поэтому не

подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитыва-

ются  проволоки  только видимого наружного слоя.  В канатах со

стальным сердечником последний рассматривается как  внутренняя

прядь и не учитывается.

в) Число видимых разрывов не следует путать с числом обор-

ванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.

г) Для канатов конструкции с диаметром  наружных  проволок

во  внешних  прядях,  превышающем диаметр проволок нижележащих

слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.

д) При  работе  каната полностью или частично с блоками из

синтетического материала или из металла с синтетической  футе-

ровкой отмечается появление значительного числа обрывов прово-

лок внутри каната до появления видимых признаков обрывов  про-

волок  или интенсивного износа на наружной поверхности каната.

Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сече-

ния.

е) Незаполненные строки в графе “Конструкции каната по ИСО

и  государственным стандартам” означают отсутствие конструкций

канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких

конструкций канатов, а также для канатов с общим числом прово-

лок более 3ОО число обрывов проволок, при которых канат браку-

ется,  определяется  по  формулам,  приведенным в нижне строке

таблицы,  причем полученное значение округляется до  целого  в

большую сторону.

 

  1. При уменьшении диаметра каната в результате поверхност-

ного износа  или коррозии на 7 %  и более по сравнению с номи-

нальным диаметром канат подлежит браковке даже при  отсутствии

видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра в результате повреждения сердечни-

ка – внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от но-

минального диаметра у некрутящихся канатов и на 1О%  остальных

канатов) канат подлежит браковке даже при  отсутствии  видимых

обрывов проволок.

 

При наличии  у  каната  поверхностного износа или коррозии

проволок число обрывов как признак браковки должно быть умень-

шено в соответствии с данными таблицы N_2:

ТАБЛИЦА N_2

 

НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО

ИЗНОСА  ИЛИ  КОРРОЗИИ

─────────────────────────────┬───────────────────────────────

Уменьшение диаметра проволок│ Число обрывов проволок, % от

в результате поверхностного │ норм, указанных в табл.1

износа или коррозии, %      │

────────────────────────────┼───────────────────────────────

1О             │          85

15             │          75

2О             │          7О

25             │          6О

3О и более          │          5О

────────────────────────────┴───────────────────────────────

При уменьшении  первоначального диаметра наружных проволок

в результате износа (см.рис.5,д) или коррозии (см.рис.6,д)  на

4О % и более канат бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру  про-

изводится с помощью микрометра или иного инструмента,  обеспе-

чивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в таблице N_1, числе обрывов про-

волок, а также при наличии поверхностного износа проволок  без

их обрыва  канат  может быть допущен к работе при условии тща-

тельного наблюдения за его состоянием при периодических осмот-

рах с  записью результатов в журнал осмотров и смены каната по

достижении степени износа, указанной в таблице N_2.

Если груз подвешен на двух канатах,  то каждый бракуется в

отдельности, причем допускается замена одного,  более изношен-

ного, каната.

  1. Для оценки  состояния  внутренних проволок,  т.е.  для

контроля потери металлической части поперечного сечения каната

(потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим

износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей  (рис.8),

канат необходимо  подвергать  дефектоскопии по всей его длине.

При регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения  металла

проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходи-

мость применения  дефектоскопии  стальных  канатов  определяют

согласно требованиям нормативной документации в зависимости от

типа и назначения каната.

  1. При обнаружении в канате одной или нескольких оборван-

ных прядей, канат к дальнейшей работе не допускается.

  1. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением

ее спирали.  При  совпадении направлений спирали волнистости и

свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Hв и свив-

ки каната  Нк  канат бракуется при dв.1,О8 dк,  где dв-диаметр

спирали волнистости, dк-номинальный диаметр каната.

При несовпадении  направлений спирали волнистости и свивки

каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната

или совпадении  одного  из  параметров канат подлежит браковке

при d.4/3 dк.  Длина рассматриваемого отрезка каната не должна

превышать 25 dн.

  1. Канаты не должны допускаться к дальнейшей  работе  при

обнаружении: корзинообразной деформации (рис.1О); выдавливания

сердечника  (рис.11);  выдавливания  или   расслоения   прядей

(рис.12);  местного увеличения диаметра каната (рис.13); мест-

ного уменьшения диаметра каната (рис.7); раздавленных участков

(рис.14); перекручиваний (рис.15); заломов (рис.16); перегибов

(рис.17); повреждений в результате  температурных  воздействий

или электрического дугового разряда.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N_2

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ БРАКОВКИ ЭЛЕМЕНТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

─────────────────────────┬───────────────────────────────────────

│    Дефекты, при наличии которых

Элементы          │    элемент выбраковывается

─────────────────────────┼───────────────────────────────────────

Ходовые колеса кранов  │ 1. Трещины любых размеров

и тележек              │ 2. Выработка поверхности реборды до

│    5О% от первоначальной толщины

│ 3. Выработка поверхности катания,

│    уменьшающая первоначальный диа-

│    метр колеса на 2%

│ 4. Разность диаметров колес, свя-

│    занных между собой кинематически,

│    более О,5% *

─────────────────────────┼───────────────────────────────────────

Блоки                   │ Износ ручья блока более 4О % от перво-

│ начального радиуса ручья

─────────────────────────┼───────────────────────────────────────

Барабаны                │ 1. Трещины любых размеров

│ 2. Износ ручья барабана по профилю

│    более 2 мм

─────────────────────────┼───────────────────────────────────────

Крюки                   │ 1. Трещины и надрывы на поверхности

│ 2. Износ зева более 1О% от первоначаль-

│ ной высоты вертикального сечения крюка

─────────────────────────┼───────────────────────────────────────

Шкивы тормозные         │ 1. Трещины и обломы, выходящие на ра-

│    бочие и посадочные поверхности

│ 2. Износ рабочей поверхности обода

│    более 25% от первоначальной толщины

─────────────────────────┼──────────────────────────────────────

Накладки тормозные      │ 1. Трещины и обломы, подходящие к

│    отверстиям под заклепки

│ 2. Износ тормозной накладки по толщине

│    до появления головок заклепок или

│    более 5О% от первоначальной толщины

─────────────────────────┴───────────────────────────────────────

* – для механизмов с центральным приводом.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N_3

 

НОРМЫ БРАКОВКИ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

 

Браковка грузозахватных приспособлений, находящихся в экс-

плуатации, должна производиться по  инструкции,  разработанной

специализированной организацией и определяющей порядок и мето-

ды осмотра и браковочные показатели.

При отсутствии  у  владельца инструкции браковка элементов

канатных и цепных стропов производится в соответствии с Прило-

жением N_3 настоящей инструкции.

Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обры-

вов наружных проволок каната превышает указанное в таблице:

──────────────┬──────────────────────────────────

│Число видимых обрывов проволок на

Стропы из   │ участке канатного стропа длиной

канатов     ├──────────┬──────────┬────────────

двойной     │    3d    │    6d    │   3Оd

свивки      ├──────────┼──────────┼────────────

│    4     │    6     │   1О

──────────────┴──────────┴──────────┴────────────

Примечание: d – диаметр каната, мм.

 

Цепной строп подлежит браковке при  удлинении  звена  цепи

более 3 % от первоначального размера и при уменьшении диаметра

сечения звена цепи вследствие износа более 1О %.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N_4

 

ЗНАКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ

КРАНАМИ

─────────────────────────┬────────────────────────────────────

Операция           │            Сигнал

─────────────────────────┼────────────────────────────────────

Поднять груз или крюк │Прерывистое движение рукой вверх

│на уровне пояса, ладонь обращена

│вверх, рука согнута в локте

Опустить груз или крюк│Прерывистое движение рукой вниз

│перед грудью, ладонь обращена вниз,

│рука согнута в локте

Передвинуть кран      │Движение вытянутой рукой, ладонь

(мост)                │обращена в сторону требуемого

│движения

Передвинуть тележку   │Движение рукой, согнутой в локте,

│ладонь обращена в сторону требуемого

│движения тележки

Стоп (прекратить подъ-│Резкое движение согнутой рукой

ем или передвижение)  │вправо и влево на уровне

│пояса, ладонь обращена вниз

Осторожно (применяется│Кисти рук обращены ладонями одна

перед подачей какого- │к другой на небольшом расстоянии,

либо из перечисленных │руки при этом подняты вверх

выше сигналов при необ│

ходимости незначитель-│

ного перемещения      │

─────────────────────────┴───────────────────────────────────